Top.Mail.Ru

Детонация в цилиндрах? Доступное решение есть.

Одним из самых негативных явлений при работе газопоршневых двигателей является возникновение детонации в
цилиндрах. К сожалению, процесс этот неизбежен, а его последствия зачастую разрушительны. Современные системы антидетонации позволяют регистрировать, отслеживать и противодействовать этому явлению на самых ранних стадиях, многократно увеличивая таким образом ресурс двигателя.

Природа детонации
Понятием детонация мы обобщаем два явления в процессе сгорания топлива:
Детонация – спонтанный, неконтролируемый микровзрыв газа в камере сгорания после первоначального воспламенения от искры;
Предварительное зажигание – микровзрыв газа в камере сгорания перед воспламенением газа от искры свечи зажигания.

На возникновение детонации влияет большое количество факторов: изменение температуры газа, загрязненность воздушного фильтра, естественный износ свечей зажигания, изменение температуры элементов цилиндропоршневой группы и многое другое. Но эффект всегда один – существенное повышение давления и температуры в камере сгорания, и чем мощнее детонация, тем более разрушительный эффект она оказывает на двигатель.

Небольшую детонацию называют «незаметной», потому что никаких видимых признаков во время работы двигателя нет, однако не стоит недооценивать ее влияния. Вызывая усталостные разрушения, она в значительной степени может увеличить стоимость ремонта двигателя. Причем если вы смогли на слух различить детонацию (выбивающиеся из циклов хлопки), находясь рядом с работающим двигателем,– значит, уровень детонации уже значительный, и необходимо срочно останавливать установку для предотвращения серьезной аварии.

К последствиям детонации относятся:
1. Механические повреждения:
— поломка поршневых колец; электродов свечей зажигания;
— трещины изолятора свечи зажигания;
— износ или поломки клапанов.
2. Истирание:
— точечные камеры сгорания в части поршня;
— разрушение или перенапряжение материала поршня.
3. Перегрев:
— потертости поршневых юбок (из-за избыточного тепла или высокой температуры охлаждающей жидкости);
— расплавление, разрушение или кипение
материалов поршня.

Устранение детонации
Для борьбы с детонацией компанией MOTORTECH GmbH разработан специальный контроллер – DetCon20. Контроллер посредством датчиков регистрирует детонацию по звуку и дает команду на блок управления
системы зажигания по изменению параметров для предотвращения процесса. DetCon комплектуется высокоточными датчиками (от 2 до 20 шт. на двигатель), которые улавливают детонацию по звуку.

Устанавливать датчики необходимо на корпусе двигателя или ГБЦ, а точность определения детонации зависит от количества установленных датчиков: минимальное – по одному на каждую сторону блока, рекомендованное производителем – по одному на каждый цилиндр.

Данные от датчиков могут передаваться на поставляемый в комплекте дисплей или на общий контроллер (например, AIO) установки для визуализации. Сигнал на изменение параметров системы зажигания от DetCon может выходить в формате 0..5 В или 4…20 мА, что дает возможность интегрировать его практически в любую систему управления.

Установка системы антидетонации на газопоршневые двигатели не является обязательным условием – двигатель работает и без нее, поэтому сторонники экономии пренебрегают этой возможностью. Однако, как показала практика эксплуатации, в 9 из 10 случаев это нерациональный подход, поскольку последствия детонации влекут за собой расходы на ремонт двигателя, многократно превышающие экономию на системе антидетонации. Другими словами, DetCon– это ремень безопасности, который не влияет на скорость автомобиля, но спасает вам жизнь в аварийной ситуации.